Тени остановились в ответ на призыв Соловья к сделке, а затем стали расти, принимая четкие очертания, да расступаться, будто выйти из лесу кто-то должен. Во всей красе нечисть показалась присутствующим, так что и гусляр мог узреть все обличия чертей. А были они разномастными: одни на зверей похожи хищных, но горбатых да кривых, другие на аспидов с длинными хвостами, третьи на копытах стояли, да потрясали головами рогатыми.
Ни один куст не шелохнулся, ни один прутик не треснул, но из лесу вышла, будто выплыла, фигура ростом повыше человека, остановилась подле тела, принюхалась.
- Ты что ли сделку предлагаешь?
Голос у существа был низкий, почти звериное ворчание, лица не разглядеть, будто тьма непроницаемая фигуру окутывала. В плечах широкий, угловатый, руки на две трети роста опускаются и когтями длинными заканчиваются, на голове торчат не то рога, не то ветки голые.
Дух потянул воздух.
- Громкие слова для человека с твоей силой. Букашка надоедливая была, но до злейшего врага далеко. Что ж, подношение все равно достойное, торгуешься значит? К соблюдению заветов взываешь? Видать душа твоя прогнила, коль смерти не боясь сделки ищешь, много я ваших повидал, чую кровь твоих предков, все как на подбор, - чудище зашлось хриплым смехом.
Длинная рука потянулась и указала на бледную фигуру барда.
- А этого в придачу не предлагаешь? Довесок скромный, но мелкий товар - тоже товар, - дух снова издал пару смешков.
- Я хозяин лесов этих и старший над всяким духом местным, Лешим меня люди кличут, вот тебе мой ответный дар, - быстрые тени вынесли из лесу продолговатый деревянный ларец расписной, кожаными ремнями перетянутый да древними символами изукрашенный.
- Гусли-самогуды здесь, вещь древняя и могущественная, много беспокойства во все века приносила и людям, и зверю и духу. В огне не горят, в воде не тонут, камнем не сломать их, надумаешь продать за деньги или выменять - у владельца нового не задержатся, но и к тебе не вернутся; едина плата за них - жизнь.
Оставили черти ларец у ног разбойника, Леший склонился к храмовнику, что захрипел да зашевелился, за голову рукой огромной схватил и утащил в лес, а следом нечисть бесшумной волной двинулась. Дыхнуло ветром холодным на Влада с Яном, да и стихло все, и будто звезды поярче засияли.
___________
Получены гусли-самогуды: заговоренный инструмент, всякая музыка на них силу обретает, настроение людское меняет, может заставить плясать или рыдать, зверье привлечь аль отпугнуть, нечисть малой и средней. На крышке имеются письмена по краю: "Кто силы великой желает - тот с Древа плоды пожинает, но Древо потребует платы, не камня, ни стали, ни злата."
___________
Вещички с храмовника:
Церковный балахон из темного сукна, под ним кафтан с кольчужным нагрудником, рукава серебряной битью расшиты. Штаны, рубаха из беленого льна с золотой канителью по вороту, пояс, священными письменами, вышитыми нитью шелковой. На груди цепь золотая с медальоном, на нем молитва искусною рукой выгравирована с одной стороны, и звезда с другой. Из оружия клинок в локоть длиной с рукоятью из кости, да кистень медный гладкий на цепи. Фляга стеклянная в оплетке из шнура кожаного да с пробкой деревянной, внутри вино красное. Кошель из парчи темно-синей с доброй горстью монет золотых да серебряных. Перстень золотой печатный без узора, отполированный, будто зеркало. За пазухой лежал молитвенник в кожаном переплете, с тиснением на обложке.
- Подпись автора
Мы тут, знаете ли, не в игрушки играем!